Голосов: 636

В стране искусных мастеров

Автор проекта: Бобылёва Алёна Александровна
Сфера деятельности: Образование
Номинация: «Активная жизненная позиция»
Дата старта проекта: сентябрь 2015г.
Статус проекта: В реализации
Кратко о себе
В педагогической деятельности работаю более десяти лет. Мое профессиональное кредо заключается в следующих словах… «Где-то в самом сокровенном уголке сердца каждого ребенка имеется своя струна, она звучит на свой лад, и чтобы сердце отозвалось на мое слово, нужно правильно настроиться на тон этой струны». Стараюсь найти общий язык с воспитанниками и их родителями, коллегами.
Цель проекта
Воспитание патриотизма через приобщение к традиционным народным промыслам Подмосковья
Задчи проекта

1.Познакомить детей с народными промыслами Подмосковья.
2.Воспитывать эстетическое отношение к предметам народного искусства.
3.Прививать любовь к родному краю.
4.Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам, желание создавать своими руками предметы народных промыслов.
5.Организовать сотворчество детей и взрослых.
6. Создать на базе ДОУ интерактивный музей «Подмосковные ремесла».

Описание проекта
Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе, является воспитание у дошкольников любви к родному краю, своей Родине, чувства гордости за свою страну. Дом – детский сад – родной город – границы мира для ребенка постепенно расширяются, а знакомство с ним начинается с познания самых обыкновенных предметов. Представление о Родине начинается у детей со знакомства с родным краем, с картинки в книге и рассказов близких, слышимой ребенком музыки, окружающей его природы, знакомых улиц родного города или поселка, предметов быта. Подмосковье… Как красиво звучит и о многом говорит это название. Как богата история Подмосковного края и его культура: старинные монастыри, основанные Сергием Радонежским и его учениками, усадьбы, связанные с именами писателей и поэтов, художников и композиторов, создавших великую русскую культуру, старинные города, каждый из которых оставил свой значительный и неповторимый след в отечественной истории, разнообразные народные промыслы с богатой предысторией, самобытными художественными традициями. Но веками накопленное культурное богатство Подмосковья, к сожалению, со временем исчезает, народ утрачивает свои традиции, забываются технологии, названия. Мы, жители Подмосковья, региональные особенности и традиции начинаем подменять общероссийскими, теми, которые постоянно находятся на слуху. Ведь ни хохлома, ни городец отношения к Подмосковью не имеют, а вот о вербилковском фарфоре, кудринской резьбе практически никто не знает. Осознание того, что утрата многих народных занятий привела к духовному обнищанию общества, к разрыву связей времен и поколений, заставляет современных педагогов искать пути возрождения интереса к народным ремеслам. Искусство подмосковных народных промыслов занимает особое место в нашей художественной культуре. Оно несет для живущих ныне поколений понимание прекрасного, формировавшееся веками, демонстрирует художественные вкусы и эстетическую красоту; раскрывает истоки духовной жизни нашего края и является частью его истории, которую мы призваны сохранить и приумножить. Народное искусство учит ребенка видеть мир во всей его полноте и красоте, любить свой край и беречь родную природу, прививает нравственные ориентиры. Занятие традиционными промыслами развивает у детей наблюдательность, образное и пространственное мышление, навыки рисования, лепки, вырезания. Поскольку большинство народных ремесел предполагают кропотливый труд, изготовление традиционных предметов способствует развитию мелкой моторики, а, следовательно, и когнитивных способностей. Благодаря народному искусству, у детей улучшается память и мыслительная деятельность, развивается усидчивость, тренируется внимание. Помочь дошкольникам шире познакомиться с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с предметами и объектами окружающей действительности и жизни общества, принять участие в созидательной деятельности – главный смысл нашего проекта. В образовательной программе дошкольного образования имеется раздел ознакомления дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством. Расширяя его, используя региональный компонент, мы разработали проект по ознакомлению дошкольников с промыслами именно нашего родного края - Подмосковья (Жостовская роспись и Гжель, Федоскинская миниатюра, Вербилковский и Дулевский фарфор, Сергиево – посадская матрешка, Богородская игрушка и Абрамцево – кудринская резьба, Павлово-посадские платки). Проект рассчитан на детей среднего и старшего дошкольного возраста и родительскую общественность. Принципы реализации проекта:  Практическая деятельность В процессе ознакомления с народными промыслами интерес и увлеченность детей может возникнуть при использовании продуктивных видов деятельности (лепке из глины, выкладывании мозаики, росписи по дереву, бумаге или ткани, овладении различными техническими приемами художественной обработки материалов), выполнении изделий с целью оформления помещений детского сада, использования в качестве подарка маме или для игры. Поэтому продуктивная деятельность детей является основной в реализации мероприятий проекта.  Заинтересованность педагогов Красочный мир народного промысла раскрывается по-особому, если рассказ педагога о нем эмоциональный и увлекательный. Для того чтобы ярко и образно рассказать детям о том, как расписывают свои изделия художники из Гжели и Жостова, как из обычного куска дерева возникает миниатюрная фигурка медведя или кузнеца, как расцветают рисунки Павлово-посадского платка, педагог сам должен хорошо знать, понимать и любить народное искусство.  Интегративный характер проекта Народное декоративно-прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народной музыкой. Ознакомление с народными промыслами мы дополнили музыкальным воспитанием дошкольников. Кроме этого, знакомим детей со сказками и легендами о возникновении того или иного вида подмосковного ремесла.  Сотрудничество с родителями Только при тесном сотрудничестве с семьями воспитанников в рамках реализации проекта возможно создание единого образовательного пространства для каждого воспитанника. Мы активно привлекаем родителей к образовательной деятельности, обогащению развивающей предметно – пространственной среды, обогащаем их педагогическими знаниями по вопросам художественного и нравственного воспитания дошкольников, создаем условия для совместной творческой деятельности родителей и детей.
Мероприятия в рамках проекта

В течение учебного года были проведены тематические занятия с детьми средних и старших групп, групповые родительские собрания, организована работа выставки "Подмосковные ремесла", начато комплектование музея "Подмосковные промыслы"

Охват проекта
Проект рассчитан на детей средних и старших групп (83 ребенка) и их родителей. В подготовке и проведении мероприятий участвовали работающие в средних и старших группах педагоги.
Затраченные ресурсы
Проект не требует особых финансовых затрат. Необходимо время для сбора и проработки материалов и желание донести информацию до воспитанников и их родителей.
Результаты проекта

Ожидаемые результаты:
1. Формирование у детей представлений о народных промыслах Подмосковья, их истории и особенностях.
2. Воспитание эстетического отношения к предметам народного искусства и любви к родному краю.
3. Воспитание патриотических чувств.
4. Развитие художественно-творческих способностей детей через приобщение к народным промыслам.
5. Развитие у родителей интереса к совместным занятиям с детьми, к знакомству с народным творчеством.
6. Создание интерактивного музея «Подмосковные промыслы».

* Собран теоретический и иллюстративный материал по Подмосковным промыслам * Составлена план-программа реализации проекта (система занятий, мероприятий, организации самостоятельной деятельности детей и работы с родителями) * Разработаны конспекты, проводятся занятия и мероприятия по Подмосковным промыслам * Проведены родительские собрания и консультации с целью привлечения родителей к реализации проекта * Начато комплектование мини-музея "Подмосковные ремесла"

Фотографии
Документы
Посмотреть все проекты