Голосов: 112

"Мир истины - в природе"

Автор проекта: Строчкова Оксана Николаевна
Сфера деятельности: Образование
Номинация: «Активная жизненная позиция»
Дата старта проекта: 2005г.
Статус проекта: В реализации
Кратко о себе
Строчкова Оксана Николаевна, 45 лет, учитель биологии и географии МОУ Лицей г.о. Электрогорск. Очень люблю выращивать цветы и декоративные кустарники. Свое увлечение перенесла на пришкольный участок, очень хочется, чтобы красиво было не только на собственной даче.
Цель проекта
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, популяризация экологических знаний, участие школьников в решении экологических проблем. Преодоление трудностей социализации ребёнка через общественно-полезную деятельность на пришкольном участке
Задчи проекта

• развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
• формирование активной позиции в преобразовании окружающей действительности;
• воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;
• приобретение элементарного опыта природоохранительной деятельности;
 •развитие чувства ответственности за свои поступки, умения решать проблемные задачи через опыт общения с природой

Описание проекта
Приоритетной целью современного образования является развитие личности ребенка. Эта цель достигается через гуманизацию процесса обучения, через создание устойчивого развития ребенка. Частью такого потенциала является экологическое воспитание. Вопросы экологии пронизывают все сферы деятельности современного человека. Не удивительно, что не только природоохранные органы, государственные и муниципальные структуры, но и образовательные учреждения сегодня заявляют о своей активной позиции в формировании экологической культуры подрастающего поколения. Вот почему так важно сегодня помочь детям, подросткам освоить новую систему ценностей во взаимоотношениях с природой: научить их понимать современные проблемы окружающей среды и уметь анализировать собственное поведение в природе, создавать условия для формирования у детей личной ответственности за состояние окружающей среды. Достигнуть этого можно через экологическое обучение (вооружение учащихся определенным объемом знаний, умений и навыков, необходимых для жизни и труда). Кроме того, именно общение с природой, когда на детей возлагается ответственность за рост и развитие растения, животного, птицы позволяет ребёнку, имеющему трудности в социализации и принятии себя увидеть, как важно чувство ответственности, самоутвердится и реально увидеть результат своего труда. Потерю экологической грамотности, заключающуюся в культуре народа, можно возродить образованием и воспитанием. На протяжении 30-ти лет в школе функционирует учебно-опытный участок. Пришкольный участок – это своего рода природная лаборатория, где учащиеся учатся применять свои теоретические знания, полученные на уроках биологии, географии, природоведения. Дети по своей сути таковы, что не могут долго ждать результатов своего труда. Результаты работы с биологическим материалом видны уже через несколько дней: посев семян и через несколько дней первые ростки, пикировка и т.д. Все это происходит быстро, практически на глазах и через осознание оценки практического труда у школьников появляется желание приобретать теоретические знания. В течение учебного года на учебно-опытном участке ведется большая опытническая и практическая работа. Школьники наблюдают природные и антропогенные явления, изготавливают и развешивают скворечники и кормушки для птиц, ухаживают за садом. Здесь же ребята проводят экологические акции, праздники, проводят экскурсии по экологической тропе. Эта работа не ограничивается территорией школы. На территории учебно-опытного участка выращиваются саженцы лиственных и хвойных пород деревьев. Школьники высаживают выращенные ими саженцы деревьев на улицах города. В 2010-12 учебных годах школа поставляла местному лесхозу более 500 саженцев сосны, таким образом, учащиеся участвовали в акции «Возродим леса Подмосковья». В настоящее время школьники выращивают более 100 дубов и более 200 каштанов, которые осенью 2016 года будут высажены на улицах города. Весной 2016 года была создана цветочная композиция в городском парке, за которой учащиеся будут ухаживать до конца лета. Ежегодно школа участвует и побеждает в конкурсе на самую благоустроенную территорию среди муниципальных учреждений. Многолетний педагогический опыт и творческий поиск привел меня к выводу о том, что одним из наиболее эффективных методов воспитания экологической культуры является организация научно-исследовательской деятельности учащихся, которая является для меня одной из основных форм работы с учащимися. Учебно-опытный участок является основным местом проведения наших исследований. Здесь проводились такие исследования как «Влияние намачивания семян гороха на всхожесть и урожай»; «Влияние способов размножения картофеля на урожай»; «Влияние подкормки на величину цветка»; «Влияние предпосевной обработки семян на рост и развитие злаковых культур»; «Сад непрерывного цветения», «Как изучение свойств почвы может помочь в благоустройстве пришкольного участка» и другие. Со своими научными работами учащиеся выступают на различного рода конференциях, семинарах и занимают призовые места. В результате научной деятельности и практической работы наш пришкольный участок хорошеет год от года. В этом году была создана клумба «Благородная дама», на которую высадили хосты, пионы, астильбы, розы и клематисы. Мы не останавливаемся на достигнутых результатах. У нас в планах создание альпийской горки, хвойного сада, а также площадки для отдыха ребят, которые посещают летний оздоровительный лагерь на базе нашей школы.
Мероприятия в рамках проекта

 1. Акция «Возродим леса Подмосковья»;
 2. Акция "Красивый город" (создание цветочной композиции в городском парке).
 3. Выращивание деревьев для озеленения города (дубы и каштаны).
 4. Участие в городском конкурсе на самую благоустроенную террторию.
 5. Научно-исследовательская деятельность учащихся.
 6. Исследования   «Влияние намачивания семян гороха на всхожесть и урожай»; «Влияние способов размножения картофеля на урожай»; «Влияние подкормки на величину цветка»; «Влияние предпосевной обработки семян на рост и развитие злаковых культур»; «Сад непрерывного цветения», «Как изучение свойств почвы может помочь в благоустройстве пришкольного участка» и другие.
7. Выступления на различного рода конференциях, семинарах. 

Охват проекта
Учащиеся МОУ лицей (1000 чел.), родители, коллектив учителей МОУ лицей, добровольные помощники.
Затраченные ресурсы
Личные средства руководителя проекта, добровольная помощь родителей и представителей общественности.
Результаты проекта

В результате данной работы процесс социализации учащихся стал значительно успешней. Ведь установление связей с окружающей действительностью проходит не через нудные беседы, а через интересную для детей практическую деятельность, где результат проявляется очень быстро, что так важно для детей.
И, несомненно, большим нашим достижением является пришкольная территория, которая с помощью ребят каждое лето превращается в цветущий сад с пением птиц и не только радует жителей города, но и заслуживает высоких наград администрации Электрогорска. А отголосками нашей цветущей территории становятся дома и участки наших учащихся, куда они с большим удовольствием переносят те знания и практический опыт, который они получили в стенах родной школы.

Фотографии
Посмотреть все проекты